Положение о Службе
2. Основные цели и задачи Службы
2.1. Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка и сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
2.2. Основные задачи Службы ранней помощи:
2.2.1. Информационно-просветительская, консультативно-методическая и социально-психологическая помощь семье:
- информационно-психологическое сопровождение семьи;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями развития ребенка и условиями его оптимального развития;
- включение родителей в процесс воспитания и обучения ребёнка;
- предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и его семьи;
- содействие ребенку и его семье в дальнейшем при переходе в систему дошкольного образования или в другие структуры (коррекционные учреждения – в случае стойких нарушений, прекращение индивидуальной коррекционной помощи в случае компенсации).
2.2.2. Определение сильных и слабых сторон ребенка и его семьи:
- планирование и организация процесса комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка;
- междисциплинарная оценка всех областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания);
- выявление основных потребностей ребенка и семьи.
2.2.3. Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи ребенку на ранних этапах его развития:
- создание и реализация программы индивидуального сопровождения ребенка и его семьи, направленной на коррекцию отклонений в развитии и раскрытия потенциальных возможностей ребенка, и обеспечивающую согласованность и координацию действий разных специалистов;
- оценка эффективности реализации программы индивидуального сопровождения, при необходимости проведение ее корректировок;
- обеспечение взаимодействия и преемственности между Службой ранней помощи, образовательными учреждениями, а также учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.
коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям.
2.2.4. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций и учреждений о направлениях деятельности Службы, ее целях и задачах:
- формирование позитивного отношения к ранней помощи семье и ребенку;
- развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и специалистов Службы.
4. Основные принципы работы Службы
4.1. Работа Службы строится на основе следующих принципов:
- семейная центрированность - тесное взаимодействие с семьей;
- междисциплинарность - комплексный характер помощи ребенку и его семье, оказываемой специалистами разных профилей;
- открытость – способность к обмену информацией с социумом, специалистами внутри Службы, родителями, отвечать на запрос социума, организаций, родителей, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;
- конфиденциальность – не разглашение служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, кроме случаев, определенных законодательством РФ;
- добровольность – выстраивание отношений с семьей ребенка на добровольных началах при обоюдном согласии.
5. Организация деятельности Службы
5.1. Служба функционирует в соответствии с годовым перспективным планом работы, расписанием занятий, программой, утверждаемой заведующей МАДОУ.
5.2. Содержание работы определяется программой, которая может быть:
- типовой (рекомендованная органами управления образованием, здравоохранением и социальной защитой и др.);
- адаптированной (переработанная специалистами Службы, исходя из целей и задач по реабилитации конкретного ребёнка);
- авторской (разработанной специалистами Службы и утверждёнными в установленном порядке).
5.3. Технологии и методы работы специалистов Службы определяются самостоятельно, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребёнка.
5.4. В Службу принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка.
5.5. Между родителями ребёнка (законными представителями) и МАДОУ заключается договор сроком на 1 год, с возможностью последующей пролонгации.
5.6. Основные этапы работы с ребенком и его семьей:
5.6.1.Первичный прием родителей без ребенка проводит один из специалистов Службы. Цель первичного приема – проведение предварительной диагностики социальной ситуации развития ребенка, составление анамнеза развития ребенка.
5.6.2. Прием родителей с ребенком проводят специалисты Службы. Цель приема с ребенком – проведение комплексной диагностики, определение уровня развития ребенка и имеющихся особенностей развития (опережающее, задержка в развитии, асинхронное развитие), выявление ведущего нарушения, степени его выраженности, связи с вторичными нарушениями.
5.6.3. Междисциплинарная оценка выявленных результатов, определение содержания и форм психолого-педагогической помощи семье и ребенку.
5.6.4. Составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
5.6.5. По завершению запланированного индивидуального образовательного маршрута проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика, определяющая эффективность помощи, уровень решения поставленных задач. По результатам диагностики определяется необходимость продолжения или завершения психолого-педагогической помощи.
5.7. Основные виды работы с ребенком и его семьей:
- индивидуальные и подгрупповые занятия;
- консультации;
- тренинги для родителей (законных представителей).
5.8. Пролонгированное консультирование – это форма психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на оценку (в т.ч. оценку динамики) психического развития и психологического состояния ребенка, профилактику вторичных нарушений, нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка, и решение психологических проблем ребенка и психологических проблем семьи, связанных с особенностями развития ребенка.
5.9. Занятия с детьми специалисты Службы проводят с участием родителей (законных представителей); возможно одновременно участие нескольких специалистов.
6. Управление Службой
6.1. Непосредственное руководство Службой осуществляет заведующий МАДОУ.
6.2. Специалисты Службы ведут планирование и у