Отчет

о результатах деятельности

муниципальной опорной площадки МАДОУ ЦРР - д/с № 7 "Огонек":

«Разработка и апробация организационной модели деятельности ДОУ как Центра по оказанию комплексной помощи детям с проблемами в развитии в рамках организации инклюзивного образования»

за 2014 – 2015 учебный год

На базе МАДОУ ЦРР – д/с № 7 «Огонек» создана опорная площадка по разработке и апробации организационной модели деятельности ДОУ как Центра по оказанию комплексной помощи детям с проблемами в развитии в рамках организации инклюзивного образования»

На основании распоряжения Главы администрации МО «Светловский городской округ» от 07.02.2014 г. № 37-р «Об открытии Службы ранней психолого-медико-педагогической помощи в МАДОУ ЦРР-д\с №7 «Огонек»  в ДОУ начала работу  Служба ранней психолого-медико-педагогической помощи.  (далее по тексту Служба).

Стратегия развития Службы -  создание системы образования, реализующей право каждого ребенка на качественное  и доступное образование в рамках инклюзии, которая позволит обеспечить:

1. Раннюю диагностику выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения, использование наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;

2. Создание системно-ориентированных программ индивидуального сопровождения ребенка, направленных на преодоление проблем в развитии.

3. Создание партнерской сети из организаций здравоохранения, социальной защиты, образования.

4. Повышение психолого-педагогической и медико-социальной компетентности специальной службы и родителей; распространение опыта сопровождения.

Цель службы ранней помощи: включить всех детей в дошкольную образовательную систему  и обеспечить их равноправие.

Служба функционирует в отдельных помещениях, отвечающим педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности:

  • Сенсорная комната
  • Игровой центр «Малышок»
  • Уголок психолога

Для развития творческих  способностей функционирует

  • Музыкальный зал

Для укрепления физического здоровья:

  • Физкультурный зал
  • Тренажерный уголок

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо  дети с ОВЗ в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития

В нашем ДОУ в 2014 - 2015 учебном году насчитывалось 205 воспитанников.  Среди  них дети, которые относятся к категории  детей с ОВЗ (5 детей):

  • ребенок с проблемами речевого развития

4 ребенка – инвалида

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • с нарушением зрения
  • ребенок с кардиостимулятором
  • ребенок с заболеванием внутренних органов

 

В своей работе Служба руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

Конституция РФ 1993г (Статья 43)

Конвенцией ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Статья 23)

Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года Статья7 )

Закон № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 5. Право на образование.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

Статья 97. Информационная открытость системы образования.

ФГОС ДО Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155, вступил в силу с 01 января 2014г. (Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования)

Указ Президента РФ"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 1 июня 2012 г. N 761

l      Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям;

l      Развитие инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.

l      Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

 

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»     29 мая 2013 года

Основные документы Службы

l      Распоряжение главы администрации МО «Светловский городской округ» от 07.02.2014г. № 37-р «Об открытии Службы ранней психолого-медико-педагогической помощи в МАДОУ ЦРР-детский сад №7 «Огонек»

l      Приказ по основной деятельности МАДОУ ЦРР – д/с №»7 «Огонек» «Об открытии Службы ранней помощи»

l      Приказ начальника отдела образования МО «Светловский городской округ» от 09.09.2014г. № 59 «Об утверждении Положения о муниципальной опорной площадке»

l      Приказ по основной деятельности МАДОУ ЦРР – д/с №»7 «Огонек» «О создании муниципальной опорной площадки»

l      Приказ отдела образования, культуры и спорта МО «Светловский городской округ» от 22.10.2014. № 71 «Об утверждении сводного плана городских мероприятий по распространению опыта работы муниципальных опорных площадок»

l      Договоры с родителями

l      Договоры о сотрудничестве

 

Регламентирующие документы Службы

l      Положение  о Службе ранней помощи

l      Положение о муниципальной опорной площадке

l       Должностная инструкция руководителя рабочей группы (группы сопровождения)

l      Должностная инструкция педагога сопровождающего ребенка с ОВЗ

l      Список сотрудников

l      Копии свидетельств о прохождении курсовой подготовки

l      Основная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лекотека»

l      Индивидуальные образовательные маршруты

l      Список детей с ОВЗ, детей инвалидов посещающих ДОУ

l      Список детей с ОВЗ, детей инвалидов не посещающих ДОУ

l      Разрешения родителей (законных представителей) на обработку персональных данных

l      Анкета для родителей

l      Перспективный план работы Службы

Коллегиально педагогами ДОУ составлена и пролицензирована дополнительная общеразвивающая программа «Лекотека» (социально-педагогической направленности). Данная Программа направлена на создание системы психолого-педагогической и социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа составлена в соответствии с нормативными документами обозначенными выше и является организационной основой деятельности дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данной программы на каждого ребенка был составлен индивидуальный образовательный маршрут, который реализовался в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя  набор мероприятий по поддержанию  психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Цель маршрута: психолого-педагогическая и социальная реабилитация детей с ОВЗ и  социально-психологическая поддержка их семей.

Вся диагностическая  деятельность  с детьми проводилась только с добровольного согласия родителей (законных представителей), при желании, в их присутствии.

Динамика развития ребенка оценивалась с точки зрения  индивидуальных особенностей развития.

На основании данных диагностики педагоги определяли специальные образовательные потребности детей с ОВЗ.

В 2014 – 2015 учебном году прошли следующие мероприятия:

  • День открытых дверей для детей с ОВЗ не посещающих ДОУ (совместное мероприятие с Центром помощи семье и детям «Доверие»

В итоге была сформирована группа «Радуга» для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не посещающих наше ДОУ.  Эти дети посещали один раз в неделю игровые сеансы в сенсорной комнате.

  • Благотворительный марафон «Ты нам нужен»

В нашем детском саду появилась новая, добрая традиция встречать весну благотворительным марафоном «Ты нам нужен!», в помощь детям, нуждающимся в помощи и поддержке, который стартовал в Калининграде уже в шестой раз. В рамках этого марафона, 15 апреля в нашем ДОУ была организована ярмарка детско-родительского творчества в поддержку детей с ограниченными возможностями.

Средства собранные в результате проведенного мероприятия пошли на конкретную помощь детям посещающим наше дошкольное образовательное учреждение. 16 апреля 2015г. в торжественной обстановке, семьям были вручены подарочные сертификаты на приобретение товара в магазине "Беби Ленд".

19 мая прошел городской педагогический практикум «Первые итоги и перспективы развития Службы ранней психолого-медико-педагогической помощи семье в рамках организации инклюзивного образования в округе»

Гостям была представлена виртуальная экскурсия:«Воспитательно-образовательное пространство Службы ранней помощи».

Светлана Алексеевна Ершова, зам. зав. по УВР выступила с презентацией на тему

«Система комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях организации инклюзивного образования: нормативно-правовое и методическое сопровождение деятельности»

Участники педагогического практикума побывали на игровых сеансах в сенсорной комнате «Радуга»: «В гости к солнышку» и игровом центре «Малышок» «Играем с Лунтиком в умные  игры». Также гости увидели двигательный тренинг с использованием сухого бассейна     «Весенний калейдоскоп» (индивидуальная работа).

Музыкальное занятие с элементами логоритмики «В гостях у Фиксиков» доставило

участникам практикума массу положительных эмоций.

Ковальчук Елена Юрьевна представила опыт работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи семье воспитывающей ребенка с ОВЗ. В завершении практикума был показан видео сюжет  «Дорогою добра» (из опыта работы специалистов работающих в Службе ранней помощи).

Перспективы дальнейшего функционирования Службы:

  • Сотрудничество с другими институтами детства

–        Семинары

–        Педагогические практикумы

–        консультации специалистов

–        «Круглый стол»

–        «День открытых дверей»

–        «Гостевые визиты»

  • Дальнейшее функционирование группы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не посещающих ДОУ для занятий в сенсорной комнате «Радуга»
  • внедрять в практику работы  новые программы  для различных категорий детей;
  • ведение карт  наблюдения специалистами  с целью отслеживания динамики;
  • освоение специалистами новых форм проведения занятий с использование  здоровьесберегающих технологий,  компьютерных презентаций, сказкотерапии, игротерапии, песочной терапии, арт-терапии.
  • совершенствовать  работу по информационному  просвещению родителей (законных представителей) детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (буклеты, видеоролики и т.д.)